Atari consoles

Menu

  • Remakes, win.ports
  • Demakes
  • Indy games
  • Game OST
  • Статьи
  • Wonderful stories
  • Баннерообмен
  • Обратная связь
  • Computer history

  • Amiga
  • ZX spectrum
  • Console history

  • Atari consoles
  • SG-1000
  • SC-3000
  • Sega Mega Drive/Genesis
  • Dreamcast
  • NES/Dendy
  • SNES
  • N64
  • Sony Playstation
  • Skynet GDD Network

 

    Все началось в 1972 году в штате Калифорния, когда группа бунтарей из Селиковой долины бросила работу инженеров ради мечты. Их предводителем был 28 летний Нолан Бушнелл (Nolan Bushnell), который ухитрился открыть свое дело всего с 500 $ начального капитала.

Нолан Бушнелл

    Нолан Бушнелл и его друг Тэд Дэбни (Ted Dabney) решили основать свою маленькую компанию по производству игровых автоматов.  Нолан основал компанию и теперь только осталось придумать ей название. После некоторых мучений с придумыванием названия, выбор был остановлен на слове Atari. Это английское написание термина, обозначающего группу фигур в логической игре(это была любимая настольная игра Нолана), изобретенной в древнем Китае. К тому времени у Бушнелла уже был небольшой опыт участия в разработках простейших компьютерных игр. Была и идея относительно первой модели игрового автомата. Сняв в аренду территорию бывшей площадки для катания на скейтбордах, организовывается первый сборочный цех. В качестве главного инженера-проектировщика нанимается Аллан Алкорн (Allan Alcorn), впоследствии много лет проработавший руководителем департамента технологических разработок в Atari.

    Всю программную часть первого серийного игрового автомата берут на себя Бушнелл и Дэбни, Аллан же отвечает за проектировку аппаратной части и работу сборочного цеха. Первый опытный образец представлял собой автомат, состоящий из комплекта электронной аппаратуры, черно-белого телевизора,  механизма сбора монет с коробкой из-под молока в качестве приемника. Игра называлась "Pong". Весьма упрощенный вариант настольного тенниса. С левой и с правой стороны экрана две ракетки в виде палочек, по полю летает импровизированный мячик. Правой ракеткой управляет автомат, левой – игрок. Требуется выбить мяч за территорию поля противника.

Первый прототип Pong'а

    Заменив коробку из-под молока более надежной стальной коробкой от инструментов, Бушнелл и Дэбни размещают опытную модель в одном из "злачных" пивных баров городка Grass Valley. Они поставили автомат в деревянный ящик, обклеенный бумагой для копирования. Он выглядел очень убого. Тэд и Нолан взяли по пиву, отошли к автомату для пинбола и стали смотреть. Что же будет? Один из посетителе подошел к ихнему опытному образцу и посмотрел на мяч, беззвучно прыгавший по экрану. Он вставил монетку и игра началась.

    В конце концов он понял, что битами управляли две ручки и разыграл первую подачу. Скоро вокруг собралась толпа зевак. Завсегдатаев бара было невозможно оторвать от автомата. Они даже начали играть на кружки пива и стаканы виски. Бушнел с Элкорном понаблюдали за всем этим весельем и отправились по домам. На следующий день они позвонили и им сказали, что автомат сломался. Но когда они автомат открыли, то увидели, что он забит монетами до отказа. Они поняли, что с этой трудностью они как-то справятся.

    Разместив еще около пятнадцати автоматов в пабах, основатели маленькой компании всерьез задумываются о расширении масштабов производства. Поначалу была идея отдать сборочное производство "на сторону" (в подконтрольном режиме), а самим заняться вопросами маркетинга и разработкой новых игр. Однако переговоры с несколькими сторонними компаниями не увенчались успехом. Когда Нолан сказал, что Атари будет делать 100 автоматов в день, то все ему ответили – ты спятил.

    Бушнелл понимает, что далее придется самостоятельно организовывать весь цикл производства. Он еще очень плохо разбирался в бизнесе, пошел на биржу труда и нанял людей с улицы. Условно освобожденные, хулиганы, хиппи все это было ужасно и не профессионально. И все же, через полтора два месяца компания производила 100 автоматов в день. Они быстро покорили страну. Бушнелл, Дэбни, Алкорн - все они недавно кончили колледж, а сделали что-то, что всколыхнуло мир. Атари, с начальным капиталом в 500 долларов, заработало первый миллион!

Слева - Тэд Дэбни, в центре - Нолан Бушнелл, справа, в белой рубашке - Аллан Алкорн 

    О Понге стало известно, и скоро хлынули заказы. 10000 аппаратов только для США. Также Нолан привлекает к работе (считай - перекупает) бывших коллег из компании Nutting Associates. Масштабы производства значительно расширяются, нанимаются профессиональные инженеры, бизнес в определенной степени упорядочивается.

Первые крупные успехи и… махинации    

    Двигаясь значительными темпами, компания продает к концу 1973 года более восьми тысяч (!) автоматов для «Pong». Игра по популярности превзошла даже любимый всеми с конца 1960-х "Pinball". Но существовало одно весьма неудобное общепринятое ограничение, связанное с каналами распространения продукции. Компания-разработчик, согласно общепринятым практикам, имеет право распространять свою продукцию с использованием каналов только того дистрибьютора, с которым заключается соглашение. Это называется принципом эксклюзивной дистрибуции. Совершенно очевидно, что при указанном ограничении, не получится продать товара больше, чем сможет "протолкнуть по своим каналам" всего один дистрибьютор. Это не устраивало руководство Atari.

    Бушнелл и Алкорн немного подумали над возможными вариантами поиска "обходных путей»", и решили проблему самым простым способом. Хорошим другом Нолана, господином Джо Кинаном, официально регистрируется новая компания по производству игровых автоматов, в которую уходят работать несколько инженеров из Atari. Компанию называют Kee Games.

    Через несколько месяцев на рынке появляются игровые автоматы, аналогичные тем, что выпускает Atari, но уже под маркой Kee Games. Так команда Бушнелла получает еще один выгодный канал сбыта, и прибыль по итогам года составляет 3,2 млн. долларов. В указанной авантюре отказался участвовать Тэд Дэбни, опасавшийся возможных судебных исков со стороны конкурентов. За это он лишился места в компании, а его акционерная доля была выкуплена. Большой бизнес, дамы и господа! Корпорация Atari становится одной из самых крупных на рынке, в сегменте производства игровых автоматов. Весомые финансовые средства постоянно вкладываются в разработку новых игр.

    Но не дремлет и команда Kee Games. Джо Кинан проявляет незаурядный управленческий талант, благодаря которому обзаводится массой полезных деловых связей, а также, договаривается с дистрибьютором о наиболее выгодных условиях распространения товара. К концу 1973 года ему удалось добиться почти невероятного - дистрибьютор отменил эксклюзивные правила договора для Kee Games. Компания Кинана начала работать с тремя дистрибьюторами одновременно, без эксклюзивных ограничений. Технические специалисты Kee Games разрабатывают первый игровой симулятор танка, который по популярности в несколько раз превосходит "Pong". Руководство Atari задумывается о возможных последствиях.

    После серии затяжных переговоров, в 1974 году, было объявлено о слиянии компаний под маркой Atari. Джо Кинан назначается финансовым директором. До 1978 года выпускается еще несколько разработок под маркой Kee Games, затем это название более не используется.

    Один из самых больших планов продаж реализован в 1974 году, когда новая игра появляется раз в шесть недель.  Тогда же выходит на рынок и первая домашняя игровая консоль "Pong"

Рынок домашних игр

    На новою компанию, по производству компьютерных игр – Атари, обрушился успех и еще больший успех на них ждал впереди, когда они решили перенести Понг из автоматов создав домашнюю игру. Бушнел понимал, что простор рынка домашних игр огромен. И, когда Эл сказал, что можно записать программу на чип и делать чипы такими дешевыми, что позволит выйти на рынок домашних игр, Нолан сразу согласился. Первые чипы были размером почти как ноготь пальца и обходились компании по 10 долларов за штуку. А они могли делать игру и продавать ее за 100 долларов. Гораздо сложнее было найти согласных продавать домашнюю версию Понга. Во всей стране не нашлось ни единого магазина игрушек который бы согласился купить Понг. И тогда один из сотрудников Атари предложил попробовать продать игру в отделе спорттоваров в универмаге «Сирс».

    Бушнела и Элкорна пригласили показать опытный образец в штаб квартире Сирс (Чикаго). За столом сидело все руководство, но эти люди не разбирались в высоких технологиях, а начальник отдела гордился тем, что изобрел одеяло с электрообогревом и кондиционером. Но случись такое: Эл подключает приставку к телевизору, а она не работает, нет изображения. Причиной неполадки, понял Элкорн, была самая мощная телебашня в Чикаго, которая находилась в нескольких этажах над ними. Ему пришлось открыть коробку и настроится на другой канал. Он наладил игру, поиграл в нее и Карл Лиин (бос), посмотрел на него, склонился над столом и сказал: «Мистер Элкорн, вы утверждаете, что берете все эти провода и присоединяете их крохотному кусочку кремния размером с ноготь?». Да, ответил он. В итоге руководство Сирс удалось убедить.

    Бос спросил: «Сколько вы можете производить?». Они вышли посоветоваться и решили около 25000 но, зайдя к руководству, Бушнел сказал 75000. А потом Карл вернулся к ним с заказом на 150000. Тогда они признались, что сделать столько им не по силу, у них просто не хватало денег. Карл Лиин отвел их в банк Сирс.

    Сирс заказали 150000 игр к рождеству 1975 года. Для Атари снова пришло время играть по крупному. Сирс запустил свою мощную рекламную машину и начался ажиотаж. Сенсационная игра 1973 года была теперь доступна в качестве лучшего домашнего развлечения. Прошел один рекламный ролик и все раскупили. Это было поразительно.

    Но у едва ставшей на ноги компании впереди были неприятности. Грозовые тучи собирались по мере того как росла прибыль.

Ральф Бер – изобретатель видео игр

    Но тут завязался судебный процесс. Оказалось, что компьютерные игры были изобретены за 6 лет до появления Атари. Конструктор телевизоров по имени Ральф Бер (Ralph Baer) вынашивал эту мысль с начала пятидесятых. Мысль оформилась в 1966 году, когда он был в командировке в Нью-Йорке и ждал на остановке автобуса. Когда на следующее утро, 1 сентября 1966 года, Бер вернулся на работу, он написал служебную записку на четырех листах, в которой изложил все. Он предлагал спортивные игры, погони, гонки. Бер сел за работу над своим изобретением. К 1968 году он изобрел первую телевизионную приставку, которую называл «коричневой коробкой». В его первой игре два пикселя гонялись друг за другом по экрану. Вскоре последовала игра в теннис и это за 4 года до того как Бушнел и Элкорн придумали Понг.

Ральф Бер

    Компания по выпуску радио и телевизионного оборудования «Магнавокс» наняла Бера на роботу и выпустила улучшенную версию коричневой коробки. В «Одиссее» было 10 разных игр. Чтобы приукрасить примитивную графику к каждой игре прилагалась цветная картинка на экран телевизора. К игре также прилагались джойстики, а еще Бер придумал первое световое ружье для стрелялок и тем самым намного опередил свое время.

То самое световое ружье

    В 1972 году Одиссею выставили на торговой ярмарке в Нью-Йорке. Приставка была гвоздем программы. Все восхищались ею, в том числе пресса. 24 мая того же года на другой ярмарке в Силиконовой долине в книге отзывов появилось интересное имя – Нолан Бушнел. Бер утверждал, что Нолан играл в Одиссею, играл в настольный теннис. Но Бушнел говорил, что не видел этих игр, что он просто расписался и все. Повлеяло на Бушнела Одиссея или нет, но Ральф запатентовал свое изобретение. На патенте четко указана дата с описанием и рисунком телевизора с приставкой. На основании патента Бера Магнавокс подала в суд на Атари.

    Позиция Атари всегда была предельно ясной. Они заявили, что уладят дело только за ту сумму, которая не превысит стоимости защиты патента. В 1976 году в Чикаго после четырех летних переговоров Бушнел и Бер впервые встретились на ступенях федерального суда. Бушнел и его адвокат предпочли не идти в суд, а заплатить лицензионное вознаграждение по патенту Бера. За несколько дней они пришли к соглашению о лицензии за очень скромную сумму – он легко отделался. Компания Магнавокс согласилась на 400000 долларов. Ральф Бер добился справедливости, но не приобрел международного признания как Бушнел. Нолана называли отцом видео игр, потому что он все время был перед камерами, а Бер за кулисами. Прошло уже много лет, Ральф сейчас на пенсии, но он намерен дописать автобиографию и разъяснить истинное происхождение видео игр.

    Соглашение обошлось Бушнелу дешево, ведь Атари уже зарабатывала миллионы, но когда игровые автоматы вошли в золотой век популярности, Атари столкнулась с новой угрозой в виде, покорившей весь мир, игры из Японии. В 1978 году «Taito» выпустила игру, которая стала в Японии настолько популярной, что вызвала по всей стране нехватку монет по 100 ен. «Космические захватчики» разошлись тиражом в 350000 штук по всему миру и вызвали возрождение бизнеса игровых автоматов. 

Space Invaders

На работе ты не гость! Унеси хотя бы гвоздь… 

    Но мы все о руководящих должностях и крупных сделках. А как же рядовые инженеры, дизайнеры, программисты? Как работалось в корпорации непосредственно исполнителям всех теоретических приоритетов и первоочередных практических задач?  После того, как местные хиппи были заменены на состав профессиональных категорий, новые сотрудники получили зарплату среднего уровня по отрасли. Сильного недовольства и возмущений не предвиделось. После 1973 года объемы производства и продаж значительно увеличились. Расширялся и штат персонала, но не в той степени, чтобы нагрузка распределялась равномерно. Объем работы каждого отдельного сотрудника увеличивался значительно, но руководство не рассматривало вопросы о повышении зарплаты. Помимо индивидуальных писем, в адрес руководства поступали и письма от целых отделов. Нолан делал вид, что не замечает таких просьб. На протяжении следующего года несколько сотрудников были пойманы при попытке выноса и продажи конкурентам отдельных деталей и целостных модулей игровых автоматов. Насколько известно, пойманы были только некоторые из "несунов".

    Почтя проведение частичных увольнений за лучшее решение, Бушнелл, совместно с отделом HR (отдел кадров), создает "кодекс работника Atari". К сожалению, история не сохранила копию этого документа для публичного ознакомления.  Но думаем, уважаемый читатель, Вы вполне можете представить себе идеологию подобного корпоративного опуса. Уволенным сотрудникам достаточно быстро находят замену в лице менее квалифицированного персонала с меньшими запросами и амбициями. Кроме проблем с кадрами, появляются некоторые претензии со стороны налоговых инспекторов. А тут еще и крупнейший дистрибьютор сильно настаивает на прежней схеме работы, т.е., на условии эксклюзивной дистрибуции. Руководство Atari вынужденно соглашается на такое условие. А конкурент, как известно, не дремлет. Корпорация "Fairchild Semiconductor" выпускает на рынок революционное изобретение – первую домашнюю игровую консоль со сменными картриджами. 

Channel F от  "Fairchild Semiconductor"

    Заплатив один раз за консоль 196$, потребитель платит далее лишь за новые игры на сменных картриджах!

Эра векторной графики

    Команда инженеров Нолана Бушнела делала первые шаги в векторной графике – новой технологии с потрясающим новым видом. В 1980 году «Астероиды» стали самой успешной игрой Атари.

    В след за астероидами вышла "зона боевых действий" – еще один крупный успех. Галереи игровых автоматов расплодились везде. Во всем мире подростки и люде постарше тратили на них все свое свободное время и деньги. Политики и родители стали выражать озабоченность. В газетах по всему миру много писали о прогулах в школе и преступности, галереи заклеймили, как притоны где детей сбивали с пути истинного, но у Атари было решение.

    Инженеры Atari начинают разрабатывать радикально новое устройство с названием "Stella"или "VCS" - компьютерная видеосистема.

    Atari 2600 "VCS"

    Atari 2600, выпущенная в США в июле 1977 году компанией с одноименным названием, была первой удачной (учтите, не первой использовавшей) видео приставкой, использовавшей в качестве носителей информации картридж. Поначалу, приставка имела название Atari VCS (Video Computer System), но с 1982 года стала называться привычным нам именем (после выпуска более продвинутой консоли – Atari 5200).

    Но начнем все по порядку. Итак, в 1975 году, компания Atari имела специальный технический отдел, названный Cyan Engineering и призванный разрабатывать видеоприставки будущего поколения. Результатом этой разработки стал проект «Stella» (так назывался велосипед одного из разработчиков проекта). В отличие от предыдущего поколения приставок, которые использовали дискретную логику, чтобы играть в несколько встроенных игр, новое творение было комбинацией центрального процессора, объединенного с видео и звуковым чипом. Сначала разработчики не хотели поддерживать формат картриджей, но, увидев картриджи на других системах (к примеру, Fairchild Channel F), они решили все-таки разместить игры в картриджи.

    В 1976 году тот же Fairchild Channel F был выпущен, но проект «Stella» не был еще готов к производству. У Atari просто не хватало средств (несмотря на продажу своего изобретения «Pong»), и единственным способом получить необходимые деньги была продажа компании. Нолан Бушнел вынужден был принять нелегкое решение (о котором, несмотря на очевидные плюсы, ему впоследствии пришлось пожалеть), и в октябре 1976 года Atari была куплена медиагигантом Warner Communications за $28 млн. Atari сразу же получила так необходимую ей поддержку – Warner инвестировала в свое новое приобретение около $100 млн. Возможно, и ключом успеха Atari 2600 был человек по имени Jay Miner – разработчик чипа. Он сумел сжать весь макет оборудования TIA (Телевизионный Адаптер) в один единственный чип. Как только чип был разработан, система была готова к продажам. К моменту выпуска в 1977 году Atari потратила все 100 миллионов долларов на разработку.

    Джойстик Atari 2600 – минималистская классика консольного дизайна, приносящая ощущение игры на аркадном автомате (и не очень удобное управление) прямо к вам домой. Он надолго стал стандартом для игровых устройств и совместим даже с Sega Mega Drive 2! Для игр вроде Video Olympics (сборник вариаций Pong) удобнее были paddles, также в количестве двух штук лежавшие в коробке с приставкой. Эти пульты впоследствии помогли продать немало игр вроде Night Driver и Asteroids, в которые не так легко играть при помощи джойстика.

    Первые партии приставок продавались по цене 199$ и с библиотекой игр всего в 9 игр. Чтобы как то конкурировать с Fairchild, Atari пошла на хитрый ход: она назвала свою систему как Atari VCS (Video Computer System), зная, что приставка Fairchild была известна под названием VES (Video Entertainment System). Когда компания Fairchild узнала об этом, она поменяла имя своего детища на Channel F.

    Однако скоро всех ждал крах игровой видео индустрии (первый). Исчезали клоны Pong (можно было купить за копейки – их слишком было много). Компании-разработчики игр были вне бизнеса, и поэтому и Atari, и Fairchild приходилось выжимать из себя последние соки.
Затем, публика поняла, что можно играть в системы, помощнее Pong’а. Вот тут Atari 2600 и пришла слава. К 1979 году 2600 была лучшим подарком к Рождеству. За тот год было продано около миллиона приставок. Находясь на волне успеха, Atari лицензировала хит с аркадных автоматов – Space Invaders от компании Taito, тем самым удвоив количество продаж.

    Тогда Atari начала разрабатывать проекты, связанные с выпуском новых видео приставок и даже домашних компьютеров, многие из которых и не выходили никогда на свет. Хотя компьютеры семейства Atari 8-bit продавались хорошо.

    Вскоре от Atari ушел Нолан Бушнел, а новые хозяева принесли с собой строгие порядки (раньше хоть Нолан устраивал вечеринки) и плохой подход к созданию игр (без всяких концепций, просто нужно было сделать, а что сделать – никого уже не волновало, вот качество и хромало). Да и многие разработчики игр были недовольны из-за малой оплаты за выпущенные ими творения. Например, Rick Mauer, который создал такой хит как Space Invaders, получил всего лишь 11000 долларов, несмотря на то, что доход от этой игры превышал 100 миллионов долларов. Поэтому многие решили оставить Atari и создать собственные фирмы-разработчики софта. Наиболее известна такая фирма Activision.

    Все же Atari продолжала покупать лицензии на различные игры, в том числе и такие как Pac-Man и E.T (обе были провальные). Просто главенство Atari решило выжать из приставки и игр-хитов все и как можно скорее. Новая версия Pac-Man была скучной и нудной: проходя уровень за уровнем, невозможно было подметить что-то новое, причем из оригинала была выброшена большая часть графики и звуковых эффектов. E.T. создавалась в спешке к Рождеству 1982 года – на всю работу у создателей ушло 6 недель, а получили – ходячий глюк, за которым даже играть противно. Хотя за лицензию Atari выложила больше $20 млн! Тираж был просто огромен - 5000000 экземпляров! Из них реализовано было только около 20%. Миллионы картриджей пришлось отвезти в пустыню Alomogordo, Нью Мексико, и закатать в асфальт неподалеку от нескольких миллионов копий картриджа Pac-Man и мест проведения первых испытаний атомных бомб, и никто не знает, где именно покоится одна из величайших ошибок игровой индустрии. Вот так публика разочаровалась в этих играх. Тут и подходит второй кризис игровой индустрии.
Atari 2600 продолжала продаваться в Европе и США до 1989, а в Азии до 1990.

    Так как система была и вправду популярной, существует множество клонов Atari 2600, вот некоторые из них: CCE Supergame VG-2800 (бразильский клон), Dactar Video Game (тоже бразильский), Funfair 2600 (мексиканский), Funvision 224-in-1 (нашли в Финляндии) и др.

Технические характеристики Atari 2600 / VCS

Процессор: 8-битный MOS Technology 6507, работающий при частоте 1,19 MHz
Audio + Video processor: TIA (Телевизионный Адаптер)
Ram: 128 байт (в некоторых играх аж 256!)
Rom: 4 Кб максимум (32 Kб, если переключаться по частичкам в 4 Кб)
VRam: просто нет
Разрешение: 160 x 192 (NTSC 60Hz), 160 x 228 (PAL 50Hz)
Цвета: 4 цвета на строке (без трюков), а на экране можно все 128 цветов использовать одновременно без особых проблем.
Звук: 2 моно канала

    На ней можно было играть в видео игры в относительной безопасности и в уютной домашней обстановке. В первом опытном образце видео приставки Атари было все что надо: плата для монтажа накруткой, джойстики от игры «Танк». Они знали, что на ней должен идти Понг, Танк, Гонки, но помимо этого они не знали, что еще с ней можно будет делать. Но, денег на оплату полного цикла разработки и развития технологического нововведения не хватает. Требуется значительное финансирование "со стороны". Нолан Бушнелл продает Atari знаменитому гиганту развлекательной индустрии, корпорации Warner Brothers, за 28 000 000$, плюс к этому, оставляет за собой кресло председателя в совете директоров.

    Начало конца для Атари

    Головокружительный взлет Атари привлек внимание крупных игроков. «Ворнер комъюникейшн» сделали Бушнелу предложение, от которого он не мог отказаться. Но для Атари это было началом конца. Бушнел остался генеральным директором, но вскоре между ним и правлением появились разногласия. Они только что выпустили VCS, а он заявил, что все, с VCS окончено. Все пришли в ужас, от такого заявления. Новых хозяев из Ворнера не впечатлили методы правления компанией. Они были Ньюйоркцы, и они не понимали, все казалось очень-очень ненормальным. Они стали постепенно избавляться от методов работы Атари и, в конце концов, уничтожили компанию. Целый ряд серьезных разговоров с новыми хозяевами привел, наконец, к неизбежному увольнению Бушнела. С ним рассчитались и показали на дверь. Промышленность потеряла своего мечтателя-первопроходца. Но беды Атари еще не кончились. Лучшие программисты, среди них Девид Крейн, поняли, что новое руководство не ценит их роль в исключительном успехе компании. Множество обещаний не выполнялось, некоторые инженеры, которые делали игры для домашних приставок, получали 50-60 тысяч долларов в год. Каждые 3-4 месяца они делали игру, которая приносила доход в 100 миллионов долларов, эти инженеры умели считать. Если руководство полагало, что инженеры стоят не более 1 %, с тех денег, которые приносили их продукты, то им в такой компании делать было нечего.


    Activision – пост Атари

    Девид Крейн и еще трое главных программистов ушли из Атари и открыли свою собственную компанию «Activision». После двух лет судебной тяжбы с Атари они добились права писать и выпускать свои игры для VCS. Activision выпустили много лучших игр для VCS, а сам Крейн создал самую удачную игру - «Западню». Каждая их игра расходилась, по меньшей мере, в полмиллиона картриджей (все они были хитами). Потом появилась Западня и разошлась миллионными тиражами. Западня стала первой платформенной игрой. Activision возродила ранний дух творческих дней Атари, но в то же время невольно вызвала катастрофу. Многие бизнесмены видели их успех, но они видели лишь это, и к несчастью, наводнили рынок продуктами, которые никто не хотел покупать. Атари способствовала потери потребительского доверия к компьютерным играм, такими наспех состряпанными продуктами как «ET». Миллионы картриджей с этой игрой оказались на свалке. Рынок компьютерных игр обрушился. В 1983 году Ворнер объявила о потерях в четверть миллиарда долларов за второй квартал и их акции резко упали. Теперь Нолан Бушнел очень жалеет, что продал Атари компании Ворнер, и считает этот поступок самой большой глупостью в его жизни.


    Warner Brothers инвестирует  разом сумму около 100 000 000$ в технологические разработки. В октябре 1976 года "Stella" (другое название - "ATARI VCS") увидела свет в комплекте с девятью аркадными играми сразу. Ориентировочная стоимость всего комплекта - 200$! И тут бы начать массовую рекламу и продажи. Но по каким-то неизвестным по сей день причинам консоль решили продавать только под Рождество, что явилось серьезной маркетинговой ошибкой. За ноябрь и половину декабря конкуренты наполнили рынок огромным множеством подобных устройств, и Atari упустили свою "большую долю". Время ушло, а деньги были потрачены.

Чтобы все дрожали - чтобы уважали!

    Историю с приставкой "Stella" можно назвать крупным провалом корпорации. В Warner Brothers, не получив ожидаемых дивидендов от разработки, принимают решение привлечь к руководству компанией своего ставленника, каковым назначается мистер Рей Кассар. Кассар известен жесткими и авторитарными методами управления. Формально он руководит потребительским подразделением ATARI, но фактически Кассар участвует в разработке и принятии всех решений, определяющих внутреннюю и внешнюю политику Atari.

    Маркетинг и планы продаж он берет под личный контроль, координируя ресурсы по данным направлениям. Основной приоритет политики смещается из сферы новых разработок и перспективных исследований в сторону агрессивного маркетинга уже существующих продуктов, а также дополнительных оптовых договоров поставок.

    Устанавливается строгая внутренняя дисциплина, ужесточаются правила внутреннего распорядка. Над каждой небольшой группой сотрудников вводится "смотритель" (в должности менеджера), докладывающий вышестоящему менеджеру о качестве работы каждого сотрудника. Периодически, в назидательных целях, практикуются увольнения с формулировками "незаменимых людей у нас не бывает". Этот период в истории Atari работники назвали "темные времена правления Кассара". Рей Кассар получает два неформальных прозвища - "Царь" и "Цезарь".

Рей "Царь" Кассар — сторонник авторитарного метода правления.

    Через некоторое время между Ноланом Бушнеллом и Реем Кассаром возникает конфликт. Последний настаивает на создании отдельного подразделения по разработке домашних компьютеров (так в компании называют многофункциональные домашние консоли). Бушнелл считает такую трату излишней и несвоевременной. Конфликт доходит до стадии криков и ругани, и Бушнелла увольняют из Atari. Кто у нас тут ставленник Warner Brothers? То-то же! Кассар становится полноценным "владыкой" компании.

    Теперь к практической стороне итогов бизнеса. Упор на маркетинг и увеличение объемов продаж приносят свои плоды. Годовой оборот Atari выходит на уровень 40 млн. $ в год. Чистая прибыль поднимается до отметки 7 млн. $ в год. Период начала 1980-х является самым высокодоходным во всей истории корпорации.

    В 1979 году, на знаменитой выставке высоких технологий, Consumer Electronics Show (CES), были продемонстрированы новые домашние консоли ATARI 400 "Candy" и ATARI 800 "Colleen". В том же году мировой общественности демонстрируется аркада с названием Football. Это первый симулятор футбольного матча. Появляются на рынке такие "хиты продаж" на тему войн в космосе, как Space Invaders и Lunar Lander. Это первые игры для автоматов, где используется векторная графика.

    Ну, а как же очередные скандалы? Да куда же без них в Atari! Строгий режим и диктатура, если не смягчать их весомой финансовой мотивацией, со временем начинают действовать на нервы. Особенно, наиболее профессиональным работникам.

    25 апреля 1980 года на рынке появляется компания Activision, ставшая впоследствии одним из ведущих игроков на рынке развлекательного программного обеспечения. Как нетрудно догадаться - ее основали бывш) увидела свет в комплекте с девятью аркадными играми сразу. Ориентировочная стоимость всего комплекта - 200$! И тут бы начать массовую рекламу и продажи. Но по каким-то неизвестным по сей день причинам консоль решили продавать только под Рождество, что явилось серьезной маркетинговой ошибкой. За ноябрь и половину декабря конкуренты наполнили рынок огромным множеством подобных устройств, и Atari упустили свою ие инженеры Atari.

    Рей Кассар не скрывает злобы и раздражения. Корпорации Atari  совершенно не нужны конкуренты, да еще так близко знакомые с "внутренней кухней" компании. Кассар инициирует судебный иск против Activision "за использование внутренней информации и нарушение договора о неразглашении коммерческой тайны". Но засудить основателей Activision не получается. Activision продолжает свое развитие, поддерживая здоровую конкуренцию на рынке на радость потребителю.

 

Cabinet


Login form

Banners

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.

Friends

Создай свою игру или скачай готовую Новости игровой индустрии, манга, аниме, фильмы, сериалы онлайн flash'ки и модификации Cep}I{'а Игровой Портал R-GAMES - От старых игр до современных, фильмы видео и многое другое Игровой сайт. Игры, файлы, программы, статьи. Новинки и лучшие игры на РС скачать бесплатно и без регистрации!

Online


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0