Из грязи в князи
Все началось 62 года назад в Токио. Тридцатисемилетний инженер Масару Ибука открыл в разбомбленном здании небольшую мастерскую по ремонту радиоаппаратуры. Дела шли неплохо и, через год к нему присоединился молодой физик Акио Морита, с которым 7-го мая 1946 года они основали компанию со сложным для иностранного уха названием - "Токё Цусин Когё", что переводится как «Токийская Телекоммуникационно-инженерная Корпорация». Начальный капитал новоиспечённой корпорации составлял всего 190 тысяч йен, а количество работников не превышало двадцати.
Создатели компании Sony. Акио Морита и Масару Ибука
Германиевый транзистор от Tokyo Tsushin Kogyo (1954-1955 гг.)
В 1949 году компания Ибуки и Мориты разработала магнитную ленту, а в 1950 выпустила первый японский магнитофон. Тогда же Масару Ибука побывал в США, где и узнал об изобретении транзистора. В 1954 году он заключил лицензионное соглашение с Bell Labs. на использование транзисторов в продукции своей компании и, через год на прилавках магазинов появился первый японский транзисторный радиоприёмник – TR-55, а еще через два года мир увидел TR-63 – первое карманное (112 × 71 × 32 мм) радио, построенное полностью из миниатюрных компонентов. TR-63 принёс будущему гиганту всемирный успех.
Sony TR 55
Красное карманное радио Sony TR 63
После выхода на североамериканский рынок перед компанией остро стал вопрос о ребрендинге. Американцы ломали язык на аббревиатуре «ТоЦуКо», не говоря уже о полном названии. Путь к новому имени был тернист, но после долгих мучений Морита нашёл-таки слово, которого не существовало ни в одном языке – «sony».
Слово «sony» является симбиозом латинского «sonus» (звук), английского «sunny» (солнечный) и японо-английского сленгового выражения «sonny-boy», что близко по смыслу к русскому, опять-таки сленговому слову «ботаник». Так "Токё Цусин Когё" была переименована в Sony. После смены названия успех не покинул японскую корпорацию.
В 1960 году Sony явила миру первый телевизионный приёмник на транзисторах, а в 1968 году появился первый цветной телевизор, основанный на легендарной ЭЛТ Trinitron. Дальше инновационная продукция стала появляться с завидной регулярностью: первая цветная видеокассета (1971 г.), первый домашний видеомагнитофон Betamax (1975 г.), знаменитый портативный аудиоплеер Walkman (1979 г.), электронная видеокамера (1981 г.), первый CD-плеер (совместно с Philips, 1982 г.), первая серийная бытовая видеокамера (1983г.), первый цифровой видеомагнитофон (1985 г.)… даже привычные, хотя и уходящие в прошлое 3.5-дюймовые дискеты были созданы Sony (1989 г.).
Первый цветной телевизор Trinitron KV 1310. 1968 год
Видеомагнитофон SL 6300, 1975 год
Sony Walkman TPS L2, 1979 год
Первая видеокамера Betamax, Sony BVW 1, 1981 год
Первый CD-проигрыватель Sony CDP-101, 1982 год
К середине восьмидесятых Sony стала компанией с мировым именем. Несмотря на своё разностороннее развитие на рынке бытовой электроники, Sony не обращала внимания на зарождающуюся игровую индустрию, пока в её планы беспардонно не вмешался некто Кен Кутараги, инженер из отдела исследований.
Отец
Кен Кутараги родился 8-го августа 1950 года в Токио. Семья Кутараги, по японским меркам, была небогатой, хотя его родители владели небольшой типографией. Будучи ребёнком Кен очень интересовался устройством различных механизмов, частенько разбирал игрушки, чтобы понять, как они работают, но потом он раскрыл свою настоящую страсть – электронику. Окончив школу с отличными оценками, Кен поступил в Университет Электро-коммуникаций в Чоофу.
Кен Кутараги
После получения диплома, Кутараги устроился на работу в исследовательские лаборатории, к тому времени уже крупнейшей, японской корпорации Sony. Участвуя во множестве успешных проектов, в том числе, поработав над первыми ЖК-экранами и ранними цифровыми камерами, он быстро получил репутацию человека, который может решить любую проблему и способен заглянуть в будущее.
Наблюдая, как его дочь играет в Nintendo Famicom (NES в США и «Денди» в России и СНГ), Кутараги увидел огромный потенциал электронных развлечений. Впрочем, звуки, издаваемые Famicom Кена ужаснули а, картриджевая система заметно уступала по многим параметрам гибким магнитным дискам.
Famicom-family computer
Кутараги, явно превысив свои служебные полномочия, связался с Nintendo и предложил помощь. От флоппи-дисков Nintendo отказалась, но новый звуковой чип её заинтересовал. В тайне от всех (кроме своего начальника) Кутараги разработал и сделал опытный образец чипа SPC-700.
Звуковой чип SPC700
Sony SPC700 поддерживал синтез по волновой таблице и воспроизводил 8-канальный звук в формате ADPCM. Отчасти благодаря ему SNES смогла одолеть ближайшего конкурента от SEGA - Genesis (Mega Drive).
Но всё тайное становится явным. Руководство Кена последним узнало о том, что Nintendo хочет заключить с Sony контракт на использование некоего чипа какого-то Кутараги в своей новой игровой приставке. Начальство было в ярости еще и оттого, что их работник сотрудничал с конкурентами. История бы на этом и закончилась, если бы не тогдашний президент корпорации Sony Норио Ога, не давший уволить будущего «отца PlayStation» и позволивший ему продолжить работу.
Недоносок
Ёмкость картриджей, использовавшихся в NES и SNES оставляла желать лучшего, а по сегодняшним меркам была бы просто смехотворной. Nintendo пыталась эксперементировать с различного рода магнитными дисками, в результате чего появился не слишком удачный Famicom Disk System. Диски легко размагничивались, царапались и, что самое страшное, не были защищены от нелегального копирования.
Внимание Nintendo привлекла совместная разработка Sony и Philips – CD-ROM/XA, совмещающий в себе различные данные и сжатый звук в формате XA. В 1988 году Nintendo заключила контракт с Sony на разработку дополнения для Super Famicom под громким названием SuperDisk, позже переименованного в SNES-CD. Данный аддон должен был составить конкуренцию аналогичной «примочке» для Genesis от SEGA – MegaCD.
Руководство Кутараги по-прежнему не проявляло особого энтузиазма в сотрудничестве с конкурентом, и Кен предложил президенту Оге создать отдельное подразделение для работы над проектом Nintendo.
Не срослось
Разработка была в самом разгаре, когда президент Nintendo Хироси Ямаути удосужился внимательно прочитать контракт. К своему ужасу он понял, что все права на контент, распространяемый на SNES-CD, будут принадлежать Sony. Ямаути пришёл в бешенство и, в одностороннем порядке, спешно расторгнул контракт.
Бывший президент Nintendo, Хироси Ямаути
За день до этого представитель Sony на токийской CES (Consumer Electronics Show – выставка потребительской электроники) с энтузиазмом рассказывал о совместном проекте с Nintendo под названием «Play Station». Ховард Линкольн (Howard Lincoln), председатель совета директоров Nintendo поверг всех в шок, объявив о разрыве контракта с «родной» Sony и заключением такового с «чужеземной» Philips. Это был беспрецедентный случай в японском бизнесе.
Сначала Sony приостановила разработку, но потом решила создать самостоятельную игровую платформу, применив свои наработки. Nintendo подала прошение в федеральный суд США, с целью запретить производство Play Station на том основании, что эта торговая марка принадлежала Nintendo. Суд отклонил прошение и, в октябре 1991 года было произведено около двухсот консолей.
Еще год понадобился Sony и Nintendo, чтобы утрясти разногласия. В октябре 1992 компании заключили соглашение о создании дополнения для SNES CD-ROM, которое должно было быть разработано совместными усилиями Nintendo, Philips и Sony. Аддон был назван SNES Nintendo Disk Drive (он же Philips CD-ROM XA).
По новому контракту, все права на игры получала Nintendo, а Sony могла распоряжаться остальным ПО для системы. Тогда же было решено, что Play Station будет 32-битной. Характеристики объявили весной 1993 года, а выход назначили на начало 1994.
Но из-за новых разногласий между компаниями, недостаточной мощности процессора уже устаревшей Super Famicom и многочисленных задержек ни одной системы так не выпустили.
Рождение легенды
В том же 93-м Sony полностью переработала Play Station, убрав слот для картриджей SNES и внеся другие существенные изменения в конструкцию приставки. Тогда же исчез пробел между словами «play» и «station».
Рынок требовал новую систему, основанную на ёмких и недорогих носителях, таких как CD, и предоставляющую большую вычислительную мощность, необходимую для современных игр.
Sony PlayStation
Заручившись поддержкой лучших японских компаний-разработчиков, таких как Namco, Konami и Capcom, 3 декабря 1994 года Sony представила PlayStation. В северной Америке консоль появилась 9 сентября 1995 года, а в Европе 29 числа того же месяца. Запуск был весьма удачным, да и стартовая линейка игр не подкачала. В первый уикенд в США было продано 100 000 PlayStation по цене $299.
Sega Saturn
Позиции выпущенной незадолго до этого SEGA Saturn сразу же пошатнулись, несмотря на её техническое превосходство. Основной бедой Saturn стала слабая поддержка разработчиков из-за лицензионных ограничений, наложенных SEGA и высокой сложности программирования.
Nintendo 64
23-го июня 1996 года к гонке новых консолей присоединилась и Nintendo со своей N64. Мощность Nintendo64 существенно превышала таковую у PlayStation, но Nintendo снова сделала ставку на картриджи, будучи уверенной в несостоятельности CD/DVD как носителей для игр, и обещая всем остальным долгие загрузки и проблемы с царапинами. Но полноценное звуковое сопровождение, обилие видеороликов и бóльшая продолжительность геймплея сделали свое дело. Успех Nintendo ускользал.
На добрую память
У PlayStation было одно радикальное отличие от всех других систем – вместо памяти картриджа или самой приставки для сохранения игр использовались специальные карты памяти с лаконичным названием «Memory Card». Они устраняли необходимость в очистке закончившейся встроенной памяти и не имели привязки к конкретной копии игры. У PSX было два слота для карт памяти, что позволяло копировать сейвы с одной MC на другую.
Карта памяти для PSX
23-го декабря 1998 года Sony выпустила в Японии небольшой аддон для PSX под названием PlayStation PocketStation. Это дополнение представляло из себя что-то вроде мини-КПК, позволявшего хранить в своей памяти сейвы (15 блоков, как и стандартная Memory Card), играть в мини-игры, загружаемые с дисков и, даже находясь вне дома, «прокачивать» персонажей РПГ. Подобную функциональность поддерживала Final Fantasy VIII, но испытать её на себе американцам и европейцам не удалось – успех был весьма скромным, а потому за пределы Японии дополнение не вышло.
PSX Pocketstation
PocketStation был оснащен 32-битным RISC-процессором ARM7T, монохромным ЖК-дисплеем разрешением 32х32 точек, инфракрасным портом, а также имел встроенный календарь и часы.
Защита не устояла
Пиратские диски для playstation
Не секрет, что для каждого региона поставлялась своя версия PlayStation, выдавашая сигнал соответствующего стандарта телевизионного вещания: NTSC J для Японии, NTSC U/C для США и PAL для всех остальных. Разумеется, Sony позаботилась о защите от копирования, а на всякий случай, ограничила «рацион» PlayStation дисками, соответствующими стране распространения самой консоли. К ужасу Sony и вящей радости любителей халявы, защита была взломана, и рынки развивающихся стран буквально завалили дешёвыми контрафактными дисками. В скором времени начали появляться самопальные локализации (известные в РФ под названием «русефекации»), постепенно вытеснившие пиратские копии оригинальных игр.
Сам себе разработчик
Net yaroze!
В 1997 году SCE решила привлечь внимание программистов-любителей, запустив проект под названием «Net Yaroze!». Любой, сделав заказ по почте и заплатив $750 получал особую PlayStation, без встроенной защиты от копирования и совместимую с PC, Mac и NEC PC-98. В комплект входили два черных джойпеда, сетевые и AV-кабели, загрузочный диск, CD с инструментарием разработчика, шнур для соединения с ПК через последовательный порт, специальная чёрная карта памяти и документация.
Этот набор «сделай сам» был далек от настоящего пакета разработчика, хотя, тем не менее, находились таланты, которым удавалось создавать игры, вполне сопоставимые по графике с первыми тайтлами для PlayStation.
Devil Dice
«Homebrew» распространялся на демо-дисках, прилагаемых к Official PlayStation Magazine (OPM). Стоит отметить, что некоторые из этих игр были изданы Sony и продавались довольно успешно. Среди них весьма неплохая головоломка Devil Dice.
Дрожащими руками
Dualshock
В мае 1998 года Sony начала продажи «наследника» своего, прямо скажем, не супер-популярного аналогового контроллера. Новый джойпед имел ряд существенных отличий: аналоговые рычажки стали выпуклыми и получили резиновое покрытие, кнопки L2 и R2 были увеличены в размерах, а главное, у контроллера появилась функция обратной связи или, проще говоря, вибрация. За эту особенность его официально нарекли «Dual Shock». Контроллер моментально завоевал популярность среди поклонников PlayStation. Sony отреагировала весьма оперативно, и включила Dual Shock в стандартный комплект поставки новых моделей PSX (SCPH-750x и выше).
Закругляемся
Ps one
В 2000 году PlayStation подверглась редизайну и на свет появилась PSOne. Размеры и вес по сравнению с оригиналом уменьшились на треть, приставка лишилась последовательного и параллельного портов, кнопки сброса, приобрела белый цвет и более округлые формы, а блок питания был вынесен наружу. Благодаря переделке материнской платы, старые мод-чипы, позволявшие запускать любые копии игр, остались не у дел. Врочем, кулибины вскоре решили и эту проблему.
Веревочка довилась
23-го марта 2006 года Sony сняла PSOne с производства. За 11 с лишним лет своего существования, во всем мире было продано более 100 миллионов PlayStation и почти миллиард лицензионных копий игр для неё. PS принесла Sony огромный успех, но японский гигант и не думал останавливаться на достигнутом.
Повторим?
SEGA Dreamcast
В сентябре 1999 года Sony представила свою новую игровую приставку – PlayStation 2. Выйдя 4-го марта следующего года в Японии, а осенью в Северной Америке, Европе и Австралии, PS2 немедленно потеснила буйствующую в то время на рынке игровых консолей SEGA Dreamcast. В первые два дня после запуска в Стране Восходящего Солнца продали почти миллион новых приставок от Sony. Количество могло бы быть и большим, но произвести достаточно PlayStation 2 вовремя не удалось. Дефицит сохранился до конца 2-го тысячелетия, многим геймерам приходилось переплачивать сотни долларов на онлайн-аукционах, чтобы получить заветную консоль.
Playstation 2
Появление очередной платформы от Nintendo – GameCube и дебют софтверного гиганта Microsoft с их Xbox не пошатнули позиции PS2. Ни цена, ни хороший онлайн-сервис (XBox Live!), ни бóльшая мощность не помогли конкурентам. Выход нескольких хитов на рождество 2001 года снова позволил Sony всех обойти.
Microsoft Xbox Gamecube
В чём разница
PS2 снабдили новым контроллером - Dual Shock 2. DS2 работал на вдвое большей, по сравнению с контроллерами оригинальной PlayStation частоте (500КГц вместо 250КГц), а все кнопки (кроме L3, R3, Start, Select и Analog), стали чувствительными к силе нажатия.
Dualshock 2
Привычные карты памяти сохранились, также увеличив скорость работы (с 250КГц до 2МГц) и «располнев» до 1 Мб (8Мбит).
Карта памяти для PS2
PS2 обеспечивала обратную совместимость с играми для PlayStation, в некоторых случаях даже немного улучшая качество картинки.
В первые годы продаж многие покупали PlayStation 2 как дешёвый DVD-плеер – разницу между $300 и $1000+ видел каждый. Не то, чтобы это расстраивало Sony, хотя поначалу PS2 продавали в убыток, т.е. по цене ниже себестоимости.
Подтяжка
В 2004 году появилась облегченная версия PlayStation 2 - Slim, периодически называемая по аналогии с PSOne, «PSTwo». Исчез 3.5” слот расширения, но появился встроенный Ethernet-контроллер и модем (в некоторых регионах), блок питания «выгнали» наружу и, в результате удалось существенно уменьшить габариты, вес, а заодно и стоимость приставки. Отказ от слота расширения повлек трудности с некоторыми играми, которым для работы был необходим жёсткий диск.
Playstaion 2 Slim
Версии железа периодически обновлялись, последний вариант (V15), появившийся в 2006 году содержит объединенные в один чип Emotion Engine и Graphics Synthesizer, новый BIOS, обновленные драйвера и новую считывающую головку DVD-привода.
Тупиковая ветвь
В декабре 2003 года Sony выпустила в Японии свой медиа-центр PSX, по сути являющийся DV-рекордером на базе PlayStation 2. Система оснащалась 160Гб или 250Гб-жёстким диском и была предназначена для записи видео с ТВ и прослушивания музыки.
Мультимедийный центр PSX
Само название PSX иногда путают с первой PlayStation, которую поначалу называли точно так же.
Несмотря на то, что PSX поддерживал игры для PS2, джойпед в комплект не входил и продавался отдельно. Из себя он представлял белый Dual Shock 2 с USB-интерфейсом и четырёхметровым кабелем. Обычный контроллер для PlayStation 2 подключался через стандартный разъём на задней панели медиа-центра.
Стоит отметить, что уже ставший традиционным для продуктов Sony пользовательский интерфейс XMB (Cross-Media bar) впервые появился именно на PSX.
Спрос на PSX был крайне мал, поэтому выход PSX в остальном мире так и не состоялся.
Король не умер
PlayStation 2 на данный момент является самой популярной консолью за всю историю игровой индустрии, опережая не только своих прямых конкурентов – GameCube и Xbox, но и next-gen системы, в том числе собственную «наследницу» PLAYSTATION®3. К середине 2007 года было продано более 120 миллионов PS2 и 1.3 миллиарда игр для неё. Несмотря на выход PS3, разработка новых тайтлов для PlayStation 2 не прекращается и по сей день.
Все своё ношу с собой
В 2003 году на лос-анджелеской выставке электронных развлечений E3 Sony объявила о разработке своей первой портативной консоли. Рабочий прототип был показан через год, 11-го мая 2004, перед очередной Electronic Entertainment Expo, на традиционной пресс-конференции. Приставка получила название PlayStation Portable или PSP. Уже следующей осенью весь мир получил возможность насладиться новой PlayStation находясь где угодно.
Playstation portable
PSP оснащена цветным экраном с разрешением 480x272 точки, способным отображать до 16.7 млн. цветов. Встроенный контроллер IEEE 802.11 (Wi-Fi) позволяет соединяться с устройствами, поддерживающими данный стандарт, в том числе и с другими PlayStation Portable, что даёт возможность играть по сети. Кнопки соответствуют таковым на привычном джойпеде PS2, за исключением отсутствия шифтов L2/R2 и второго аналогового стика.
Звездные войны на UMD
Основным носителем для PSP служат специальные диски формата UMD (Universal Media Disk) диаметром 60мм и объёмом до 1.8Гб. Sony пытается продвигать свой формат, выпуская фильмы на UMD, но продается товар плохо – желающих купить видео на UMD, по той же цене, что и DVD, но в более низком разрешении и, который, к тому же, воспроизводит только PSP, немного.
На PSP можно слушать музыку, смотреть фильмы и выходить в Интернет, а с появлением эмулятора PSOne ещё и играть в любимые игры для первой PlayStation.
Nintendo DS Lite
По своей популярности на родине PlayStation Portable уступает своему конкуренту от Nintendo – DS и его обновлённой версии DS Lite. Но, благодаря неофициальным прошивкам, позволяющим запускать homebrew-приложения, тесной интеграции с PLAYSTATION®3 и эмулятору PSOne, PSP удалось с ходу потеснить Nintendo, бывшую монополистом на рынке портативных консолей.
Теперь тоньше
PSP Slim
21-го сентября 2007 года была представлена новая модель PlayStation Portable. Сохранив все основные функции и философию оригинальной модели, новая PSP-2000 получила невероятно большой для портативного устройства LCD-экран с диагональю 4,3 дюйма и широкоэкранным соотношением сторон, стала легче на 33% и тоньше на 19%.
Кроме того, тонкая версия PSP получила видеовыход, позволяющий подключать консоль к телевизору и возможность копировать данные с UMD на карту Memory Stick.
Поколение «NEXT»
Очередное седьмое поколение приставок Sony ознаменовалось появлением в 2006 году новинки у себя на родине, а меньше чем через год, PS3 купить можно было и в Европе. Технологическая мощность превзошла предыдущую модель в 35 раз! Благодаря восьмиядерному процессору Cell и графическому процессору RSX, появилась 4D графика, которая пока доступна только очень мощному компьютеру. Суть технологии в том, что виртуальный мир изменятся во времени (появление грязи, царапин, следов от протектора колес и т. д.). Говоря простыми словами, предметы «стареют». Motostorm, Killzone 2, White Knight Story, Eight Days — это всё видеоигры на ps3 с поддержкой 4D.
Новый PS3 вооружен жестким диском, размер которого зависит от модели, а начиная с объема в 40 Гб, HDD легко заменяется на более вместительный (до 250 ГБ). Оптический привод Blu-ray читает форматы DVD и CD. Консоль имеет технологии: Bluetooth 2.0. (беспроводная связь между устройствами 2.0); Gigabit Ethernet (доступ в интернет на скорости до 1 Гб/с.); Wi-Fi (беспроводное подключение к интернету). На сайте компании работает форум, а также налаженный бесплатный сервис дополнений и обновлений.
Синий драйв
Особого внимания заслуживает привод PLAYSTATION®3, работающий с новым форматом оптических дисков под названием Blu-ray. Емкость однослойного BR-диска составляет 25Гб, а двухслойного 50Гб. Около года назад TDK представила 6-слойный образец ёмкостью в 200Гб. Такими объёмами «враг» Blu-ray в новой войне форматов – HD-DVD похвастаться не может.
Двухслойный диск BD-R Sony
Привод Blu-ray достаточно дорог и до сих пор вызывает немало дискуссий. Противники BR в PS3 говорят о бесполезности очень недешёвого компонента и невостребованности гигантских объемов его носителей. Но Sony настояла на своём и, в очередной раз продвигая свой новый формат (а заодно защищаясь от пиратов), строго-настрого запретила издателям выпускать игры для PLAYSTATION®3 на DVD.
Как и в случае с PS2 и DVD, тысячи людей приобретают PLAYSTATION®3 как дешёвый проигрыватель Blu-ray, не преминув через какое-то время использовать свой новый «плеер» по прямому назначению – поиграть.
Бублик! Бублик! – кричали дети
Концепт контролерра РS3
Вместе с концептуальным дизайном самой приставки, напоминающем серебристую хлебницу, на том же E3 2005 был представлен и дизайн нового джойпеда, на мой взгляд, идеально вписывавшийся в футуристический стиль PS3. «Рогалик» одним своим видом вызвал возмущение тысяч геймеров, ни разу не державших его в руках, но авторитетно заявлявших, что он неудобен. Sony поддалась на провокацию.
В результате, когда на следующей E3 «отец PlayStation» извлек из-за пазухи новый контроллер, зал замер в немом шоке – это был брат-близнец легендарного DualShock. Впрочем, отличий от своего прародителя нашлось немало. К неудовольствию и фанатов и самих разработчиков игр, контроллер PS3 лишили вибромоторчиков, в качестве своеобразной компенсации снабдив гироскопом, обеспечивающим реакцию джойпеда на изменение угла наклона. В честь появления чувствительности к движению, новый контроллер назвали SIXAXIS, что означает «шесть осей».
Кутараги показал публику SIXAXIS
Были и приятные нововведения: провод стал отсоединяемым и теперь служит лишь для игры при севшем аккумуляторе и для его зарядки. Благодаря Bluetooth в PS3 можно играть всемером безо всяких дополнительных разветвителей a la Multitap. Кнопки L2 и R2 снова увеличили в размере, правда их удобство вызывает некоторые нарекания.
Мир будет снова потрясен
Dual shock 3
Обратную связь джойпед PS3 потерял из-за судебного иска, проигранного Sony компании Immersion, владеющей патентом на вибрационную технологию в игровых устройствах. К вящей радости фанатов, весной 2007 года разногласия были утрясены и теперь геймеры ждут появления обещанного DualShock 3. Вес контроллера по сравнению с SIXAXIS увеличится, а вот время работы от аккумулятора уменьшится, чего и следовало ожидать. Также интересно, что в отличие от SIXAXIS, новый DualShock будет поставляться нескольких цветовых исполнениях.
Виноваты голубые
Синие лазерные диоды
Sony планировала выпустить PLAYSTATION3 весной 2006 года (предположительно в мае), но неожиданно начались проблемы с Blu-ray. Сначала не удало
|