Amiga 500
Новинка практически не отличалась от Amiga 1000, но использовала удешевленные компоненты, что позволило снизить цену до $600. Компьютер быстро набрал популярность на рынке домашних систем благодаря низкой цене и функционалу (8-битный звук и 4096 цветов на дисплее). Вместе с недорогим Amiga 500 появился Amiga 2000, нацеленный на профессиональный рынок.
Amiga 2000
По странному стечению обстоятельств компьютер стоимостью под $2400 предлагал ту же базовую производительность, что и Amiga 500. Корпус системы заметно подрос в высоту, внутри поместилась материнская плата с пятью патентованными разъемами Zorro II, двумя 8-битными и двумя 16-битными ISA, слотами для установки видеокарты и апгрейда процессора. Неожиданно для всех компьютер стал популярным в сфере обработки видео. Amiga 2000 получил признание на телевидении, его использовали при производстве фильмов. К сожалению, этот кусочек рынка тогда был недостаточно широк, и уж точно он не мог сравниться с корпоративным сегментом, который в то время контролировали Apple Macintosh и вариации на тему IBM PC. Весьма негативно на продажах отразилась ошибка самих разработчиков. Во время анонса была озвучена цена на уровне $1700-2000. Финальный продукт стоил на $400 дороже, что вызвало волну возмущения. Amiga 2000 не смог удержать компанию на плаву, однако компьютер послужил неплохим переходным звеном к Amiga 3000, компьютеру, выпущенному в 1990 году. Впервые с момента своего появления линейка получила обновленный чипсет Enhanced Chipset (ECS) с поддержкой 2-18 Мб оперативной памяти. Разработчики заменили все компоненты. Место процессора заняли модификации Motorola 68030 на частоте от 16 до 25 МГц, появился интерфейс SCSI, 3,5-дюймовый винчестер емкостью 40-100 Мб и дополнительный сопроцессор для ускорения обработки операций с плавающей запятой. Встроенный фильтр мерцания позволял подключать дешевые VGA-мониторы. Операционкой для Amiga 3000 стала новая версия Amiga OS с улучшенным графическим интерфейсом Workbench 2.0. Разработчики добавили стандартизированные библиотеки панелей и кнопок. Теперь программистам сторонних компаний больше не нужно было прописывать их вручную. Система обзавелась простеньким браузером и поддержкой языка гипертекстовой разметки Amigaguide. В остальном все осталось на прежнем уровне.
Amiga 3000
Без критики, конечно, не обошлось. Покупатели жаловались на недостаточную функциональность чипсета ECS по сравнению с IBM PC, слабую доработку операционной системы. Спорить тут не с чем, но, так или иначе, Amiga 3000 получил звание самого добротного компьютера компании.
В том же году Commodore International решила попробовать себя в создании домашних мультимедиа-центров. Руководству компании казалось, что если поместить компоненты обычного компьютера в корпус от видеомагнитофона, то полученную систему удастся продвинуть в массы. Так появился CDTV (Commodore Dynamic Total Vision) — классический Amiga 500 в измененном корпусе, без клавиатуры и без мыши в комплекте. Для управления системой предлагался инфракрасный пульт ДУ. CDTV стал первым компьютером, который продавался со встроенным приводом для чтения CD. При цене $900 новинка привлекла только самых отъявленных энтузиастов. Все остальные смотрели на компьютер с усмешкой: никто не хотел покупать морально устаревшее железо с операционной системой Amiga OS 1.3, когда уже была доступна версия 2.0.
CDTV
Примерно тогда же аналогичную систему представила компания Philips. Что примечательно — провалились обе. Производители пытались убедить публику в преимуществах воспроизведения фильмов прямо с CD — в этом должны были помочь выделенный модуль с поддержкой декодирования MPEG-1 и формат Video CD. Но все безуспешно. Медиацентр CDTV стал первым большим провалом Commodore с линейкой Amiga.
В начале 1992 года компания выкатила Amiga 500+, слегка модифицированную и удешевленную версию оригинального компьютера. Непонятно, почему корпоративный гений Commodore не додумался выпустить данную модель хотя бы на год раньше, чтобы поддержать хорошие продажи Amiga 500. Обновленный компьютер мог стать популярным, если бы не одна досадная промашка — на Amiga 500+ не запускались некоторые ключевые игры того времени. Покупатели расстраивались и несли компьютер обратно в магазин.
Руководство Commodore почувствовало, что почва начинает уходить у них из-под ног. Нужно было срочно что-то предпринимать. Компания начала работу над двумя новыми компьютерами: полноценной заменой Amiga 500 в виде Amiga 1200 и недорогой Amiga 600.
Бюджетная система была готова к лету 1992 года. Компьютер представили в привычном корпусе, совмещенном с клавиатурой. К сожалению, особых изменений новинка не претерпела. За основу Amiga взяла все тот же процессор Motorola на частоте 7 МГц и 1 Мб оперативной памяти. Amiga 600 должен был прочно обосноваться в своем ценовом сегменте, но этого не произошло. Компьютер, стоивший значительно дороже Amiga 500, стал очередным провалом в истории Commodore/Amiga. Покупатели критиковали систему за отсутствие серьезных улучшений по сравнению с предыдущими моделями. Последним ударом стало отсутствие цифрового блока на клавиатуре, что затрудняло или делало невозможным работу со многими приложениями.
Руководство Commodore посчитало, что нужно успокоить разгневанных поклонников и… сделало очередную ошибку, объявив, что в скором времени на рынке появятся намного более мощные компьютеры Amiga. Заявление привело к возникновению так называемого *"эффекта Осборна". Покупатели отвернулись от компьютеров Amiga в ожидании новых моделей, прибыли сильно упали, и компания чуть было не обанкротилась.
Рывок в некуда
В октябре 1992 года на арену вышли два новых компьютера: Amiga 1200 и Amiga 4000. Новинки использовали графический чипсет Advanced Graphics Architecture (AGA). Именно AGA ознаменовал конец технического превосходства Amiga над системами конкурентов. Для сравнения, типичные представители IBM PC в то время могли уверенно отображать картинку в разрешении 1024х768 с частотой обновления 72 Гц, при аналогичной частоте обновления модели Amiga ограничивались разрешением 640х480.
Amiga 1200 был собран в привычном формфакторе all-in-one: с клавиатурой, мышью и флоппи-дисководами. По старой традиции младшая система предназначалась для рынка домашних компьютеров, где к тому времени прочно обосновались бюджетные модификации IBM PC и игровые приставки. При цене порядка $600 компьютер Amiga 1200 предлагал процессор Motorola 68020 на частоте 14 МГц, 2 Мб оперативной памяти и операционную систему Amiga OS 3.0. Людям этого оказалось мало. К тому же система стоила дороже аналогичных или даже более скоростных моделей IBM PC, ее критиковали за несовместимость с рядом оригинальных игр от Amiga 500 и за устаревший процессор. Несмотря на все недостатки, Amiga 1200 разошелся тиражом порядка 1 млн экземпляров.
Более скоростная модель Amiga 4000 была собрана в горизонтальном корпусе с отдельной клавиатурой. Система использовала процессор Motorola 68030 или 68040 на частоте до 25 МГц, 2-16 Мб оперативной памяти, ATA-контроллер для подключения винчестера, флоппи-дисковод. Commodore попыталась добавить популярности компьютеру и представила его облегченную версию со встроенными в материнскую плату процессором и оперативной памятью. К сожалению, спасти ситуацию это уже не могло.
В 1993 году на рынок вышла 32-битная консоль Amiga CD32 — одна из первых игровых приставок с приводом для чтения дисков CD. Устройство было не чем иным, как Amiga 1200 в новом компактном корпусе. Приставка быстро стала популярной, захватила примерно 50% рынка в Европе. Воодушевленные разработчики выпустили устройство в Канаде и уже собирались вывести его на рынок США, но фортуна отвернулась от Commodore. Компания так и не смогла наладить продажи своих новых компьютеров, что вскоре привело к опустошению ее финансовых запасов. В 1994 году Commodore объявила о своем банкротстве, оставив линейку Amiga на произвол судьбы.
Amiga CD32
Жизнь после смерти
Сразу же после банкротства Commodore большая часть компьютеров Amiga пропала с полок магазинов. Судя по всему, главная ошибка была сделана в маркетинге. Commodore рекламировала свои системы как простые домашние компьютеры для игр. Весь маркетинг был завязан на продвижение через магазины игрушек — именно там продавались первые ПК компании. Кризис рынка видеоигр ознаменовал переход к более серьезным сегментам, да вот только у Commodore не получилось освободиться от ауры производителя игровых компьютеров. Приобретенная линейка Amiga не изменила положения дел — неудачная маркетинговая политика Commodore привела к краху.
Оба бренда существуют на рынке компьютеров и по сей день. После банкротства Commodore торговая марка Amiga пошла по рукам. Сначала ее приобрела компания Escom, затем Gateway. Сейчас права на использование бренда находятся в руках английского поставщика компьютеров Eyetech Group. Правда, попытки оживить славное имя еще ни разу не привели к успеху.
*"Эффект Осборна"
Словосочетание «эффект Осборна» появилось уже в наше время благодаря стараниям находчивых публицистов. Однако корни этого явления уходят к 80-м годам прошлого века, когда существовала компьютерная фирма Osborne Computer Corporation. В индустрии ходил миф, что компания пришла к банкротству из-за собственного анонса. Продажи существующих моделей компьютеров Osborne 1 рухнули из-за преждевременного обнародования планов о выходе более мощной версии.
Каким образом один неверный анонс может загубить целую компанию? У данного явления должны быть какие-то предпосылки. Возможно, производитель и так был близок к банкротству? Любители покопаться в истории раскрыли тайну Osborne Computer Corporation. Как оказалось, компания просуществовала еще некоторое время после своего рокового объявления. Банкротство последовало уже позже. В итоге компания потонула из-за долгов, хотя это и не отрицает влияние «эффекта Осборна».
Производители, конечно же, учатся на ошибках своих коллег. В наше время крупные компании держат новые разработки в строжайшем секрете. Отличным тому примером выступает Apple. Информация скармливается прессе по крупицам, и это продолжается почти до самого момента выхода новинок.
Тот самый Ozborne computer
Использованы материалыДмитрия Морозова 3dnews.ru
Павла Шубского igromania.ru