Тип загрузки/Type of loading: torrent file 79.4 MB
Аудиовизуальное путешествие, по не совсем понятным причинам названное компьютерной игрой Когда-нибудь, в далёком будущем, где у каждого человека все жизненно важные органы будут заменены на искусственные, игры, подобные Proteus’у, будут непременно выставлены на почётных стендах в музеях цифровых достижений, чтобы напоминать теряющим человеческий облик людям о том, что у них есть (ну или когда-то была) душа. И подходящие к таким стендам дряхлеющие киборги, берущие металлической рукой стародревний манипулятор типа «мышь», обязательно будут получать щедрую порцию необъяснимого и ни с чем несравнимого морального и эстетического удовольствия от созерцания сплава примитивнейшей графики с примитивнейшей музыкой. Примерно так же, как это удовольствие получаем мы, разглядывая в музее шедевры давно минувших дней.
Сомневаетесь, что такое может произойти? – Напрасно. Потому что те, чьё мнение имеет вес в игровой (и не только) индустрии уже, практически единогласно, признали Proteus шедевром и чуть ли не, прости Господи, искусством. Зарубежный интернет пестрит приторно-хвалебными рецензиями на эту необычную инди-игрушку. Причём в каждой из таких рецензий можно прочесть об удивительных метаморфозах, происходящих с разумом рецензентов. Так у одних во время игры моментально появляются мысли о смысле бытия, у других перед глазами проносится чуть ли не вся их жизнь, у третьих игра вызывает беспричинную эйфорию и легкость, а у четвёртых открывает все каналы чакры и третий глаз заодно. Важно отметить, что об употреблении каких-либо препаратов до, во время, или после игры, авторы не сообщают. Именно после прочтения более десятка подобных рецензий я и раскошелился аж на 10$, чтобы взглянуть на чудо-игру, вызвавшую такой восторг и столь интригующие симптомы у «игрожурской» элиты.
Описать Proteus так, чтобы любой геймер планеты примерно мог представить себе эту игру, можно всего одной фразой – «Карта для Minecraft, на которой меняется погода». Всё. Причём карта явно недоработанная, так как делать игрокам на ней ну ничегошеньки нельзя. Однако, как выясняется, это «ничегонеделание» и есть главная фишка Proteus'a. Заниматься «ничегонеделанием» игроку предстоит на неком острове, который каждый раз генерируется случайным образом. На этом живописном кусочке суши игрок может созерцать квадратные деревья, созерцать квадратные статуи, созерцать квадратные облака и прочие квадратные объекты. Для этого в его распоряжении есть целых 4 кнопки W, A, S, D, с помощью которых можно со всех углов разглядеть скудную флору и фауну острова, да несколько построек, небрежно раскиданных по периметру. Кладбища, башни, пара деревянных домиков… Для осмотра местных достопримечательностей хватает минут десяти от силы. И именно по прошествии этого времени в Proteus'e начинается то, едва ли не единственное, ради чего стоит приобретать игру. Солнце заходит за горизонт, на небосводе появляется россыпь из сияющих звёзд, а где-то вдалеке сотни крохотных светлячков стекаются со всего острова в одно место, образуя причудливый хоровод. При приближении к нему резко усиливается ветер, заставляющий кроны деревьев неистово трепыхаться, а с неба начинают падать то ли звёзды, то ли метеориты. Это конец. Конец сезона. Лето сменило весну, и остров соответствующе преобразился. Как несложно догадаться, Proteus предлагает пережить все 4 времени года, созерцая нехитрые метаморфозы, происходящие с местной экосистемой. Статичная картинка не может передать и тысячной доли той красоты, которая буйствует на экране во время смены сезонов Увы, кроме бесконечного созерцания, Proteus, ничего предложить игроку не может, да и не хочет наверное. Разве что побегать за небольшим зверьком, который постоянно упрыгивает со звуками «Плюм-Плюм». Или же поискать точно такого же зверька, но другой расцветки, который упрыгивает всё также ретиво, но уже с другим звуком: «Плям-Плям». Собственное звучание в Proteus'e имеет каждое живое существо и некоторые не живые. Именно эта восьмибитная какофония, образующаяся вследствие смешения фоновой музыки со звуками окружающего мира, и называется модным нынче словосочетанием – «медитативная музыка». И судя по всему, именно она, вкупе с довольно необычным визуальным оформлением, и вызывает у бывалых рецензентов приступы эйфории и неописуемой радости, заставляющие их писать восторженные оды во славу Proteus'a. Однако, автор этих строк, к своему великому сожалению, почему-то так и не впал в медитативный транс, хотя честно прошел игру целых четыре раза и даже усаживался в позу лотоса на своём не самом удобном стуле.
Тёмно-розовое пятно на переднем плане — это и есть тот зверёк, который делает «Плюм-Плюм»... или «Плям-Плям»
Не способствует медитативности и скорое осознание того, что Proteus чертовски предсказуем и однообразен. Сезонные изменения сводятся лишь к смене цветовой палитры, музыкального сопровождения и появлению/исчесзновению некоторых животных. В такой ситуации далеко не каждый сможет найти стимул раз за разом блуждать по одному и тому же острову непонятно зачем и для чего. А геймплея, способного хоть как-то разнообразить происходящее на экране, здесь не больше, чем в Power Point'овской презентации или скринсейвере. И, кстати, техническое исполнение Proteus'a буквально кричит о том, что из него и правда получился бы отличный скринсейвер. Студия Tale of Tales, например, известная своими необычными проектами, именно так и поступила с медитативной MMO Endless Forest, в которой игроки занимаются ровно тем же, чем и в Proteus'e – путешествуют и наблюдают за окружением и друг за другом. Игра не стоит ни копейки и в любой момент может быть поставлена на заставку монитора. Proteus же создатели упрямо называют игрой и требуют за 40 минут геймплея бесцельного блуждания по острову 10 американских долларов, на что безусловно имеют полное право. Хотя, после такого шквала положительных рецензий могли затребовать и все 20.
Как видите, критиковать Proteus легко. Но ещё легче его восхвалять. Для этого достаточно повесить на него ярлык этакого арт-хауса и приняться за поиск глубинных скрытых смыслов: Что это за остров? Может быть это Рай или даже Ад? Кем мы играем, человеком или бесплотным духом? Что символизируют так быстро сменяющие друг друга времена года? Зачем на этом острове нужны кладбища? А дома? А странные статуи? Что с нами происходит по завершении игры? Ведь не могли же разработчики понавтыкать всё это сюда просто так, безо всякого объяснения? Не могли же они просто сделать игру, в которой всего лишь хотели показать красоту и жизнь выдуманного острова? Однако все эти поиски напоминают лишь старую шутку про учителя литературы, который объясняет детям, что синие занавески символизируют глубокую депрессию главгероя, его думы о судьбах страны и народа. В то время как автор имел в виду синие занавески и ничего более.
Когда-нибудь, в далёком будущем, лет эдак через 500, все творения наших с вами современников пройдут проверку временем и некоторыми из них будут восхищаться точно так же, как мы восхищаемся работами Да Винчи и Боттичелли. Станет ли Proteus одним из таких творений сказать сложно. Хотя в нашем стремительно меняющемся мире, где искусством признают нарисованный на мосту половой член, удивляться уже ничему не приходится. Поэтому, если вы считаете себя человеком культурным, то несмотря на всё вышенаписанное не имеете никакого морального права упустить возможность опробовать гипотетический предмет вожделения киборгов 26-го столетия под кодовым названием Proteus.
Автор: Nikirim
games.mail.ru
|